group-telegram.com/RossiyaNeEvropa/24788
Last Update:
Александр Ефремов. Украинство в теории и на практике
Австрийская Русь в канун больших перемен
Не сумев создать сколь-нибудь массовой базы украинского сепаратизма, венские власти начали переходить к силовым, а в ходе Первой мировой и к террористическим методам подавления русского национального сознания в своих владениях. В декабре 1912 года австро-венгерский военный министр Мориц Ауффенберг публично предупреждал: «Те, кто обязан, силой прекратят русское движение в Галиции…». А украинофильская газета «Діло» конкретизировала задачи: «…Русофилы ведут изменническую работу… Всех, кто только учит народ поступать так, следует немедленно арестовывать на месте и предавать в руки жандармерии…». А в 1914 году, когда началась Первая мировая война, главнокомандующий австро-венгерской армией эрцгерцог Фридрих доносил императору Францу Иосифу, что среди населения Галиции, Буковины и Закарпатья существует «уверенность в том, что оно по расе, языку и религии принадлежит России». Представитель МИДа Австро-Венгрии барон В. фон Гизль, изучая ситуацию в крае, в 1915 году вынужден был признать: «Украинизм не имеет среди народа опоры. Это исключительно теоретическая конструкция политиков… Украинофильское движение среди населения не имеет почвы – есть только вожди без партий».
Для истребления москвофилов Вена прибегала к самым крайним мерам, например, через два страшных австрийских концентрационных лагеря Талергоф и Терезин прошло более 130 тысяч галичан и буковинцев (примерно каждый 10-й житель этих областей), тысячи из которых погибли. Доказательством вины могли служить напечатанные по-русски книги, такие как «Басни харьковские» Григория Сковороды или «Наймичка» и «Повесть о безродном Петрусе» Тараса Шевченко. Лишь за неполные три года – с 1914-го по 1917-й – в концлагерях и по решению «полевых судов» были замучены, расстреляны, повешены (нередко самым зверским способом – за ногу) более 200 тысяч человек. Даже панегирически настроенный к империи Габсбургов Иосиф Рот в своём знаменитом романе «Марш Радецкого» даёт описание террора австрийских властей в отношении русинского населения.
Впрочем, галичанское москвофильство сумело выжить даже в условиях правительственного террора и, более того, сумело заставить власти считаться с собой. К примеру, в 1915 году членам австрийского правительства представлена была записка, отпечатанная в Вене в небольшом количестве экземпляров, под заглавием «Denkschrift ber die Notwendigkeit ausschliesslichen Gebrauches des Nationalnamen ‘Ukrainer» (Меморандум о необходимости исключительного использования национального наименования «Украинец»). Австрийцев соблазняли крупными политическим выгодами, могущими последовать в результате переименования русинов в украинцев. Но имперский кабинет отказался от подобной акции, не желая в условиях войны создавать ещё один повод для недовольства. Подлинный крах москвофильства австрийских русинов наступил лишь в эпоху безумных социальных экспериментов большевиков и проводимой ими же политики тотальной украинизации. Задача создания новой нации не была выполнена австрийцами, но они создали фундамент, на который в дальнейшем опёрся большевизм.
НАЗАД ВПЕРЕД
Читать полностью
BY Россия - не Европа! Буренков

Share with your friend now:
group-telegram.com/RossiyaNeEvropa/24788