group-telegram.com/Russia_empiree/24274
Last Update:
Почему Новомученики Российские становятся «неудобными святыми»
Чисто по-человечески страшно возвращаться мыслью в те ужасные времена, когда жили наши новомученики. Мы молимся о благополучии, а они решали вопрос: с Христом я или нет?
В 2000 году Русская Церковь канонизировала более 1000 новомучеников и исповедников Российских. Однако живой традиции молитвы им пока не появилось. В чем причина?
Новомученики жили в экстремальное время — в Гражданскую войну, гонения. Сейчас Церковь в мире со властью. Может быть, у верующих, живущих тихой мирной жизнью, просто нет повода к ним обращаться? Ведь не молимся же мы святому целителю Пантелеимону, пока не болеем.
С такой постановкой вопроса совершенно не согласен протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове (Москва).
— Причин того, что в большинстве своем церковный народ не молится новомученикам, я вижу несколько.
Во-первых, в 2000 году одновременно было сразу прославлено достаточно большое количество святых. При этом, за небольшим исключением, мы знаем о них очень немного. Их жития скупы и просты: основные вехи жизни, те ответы, которые они давали на допросах, и свидетельства об их смерти. В такой ситуации трудно возникнуть личному отношению к святому, которое и является основой той «дружбы», особых отношений доверия, которые есть у каждого из нас с любимыми святыми.
Но мне кажется, основная проблема состоит в том, что подвиг новомучеников нами не осознан и, как это ни печально, не востребован.
Наше отношение к Церкви, к сожалению, в первую очередь материальное, потребительское. Мы в основном молимся о том, чтобы Господь устроил нашу земную жизнь: послал здоровья, решил житейские проблемы. Я не говорю, что не надо об этом молиться, любые вопросы нашей жизни хорошо решать с Господом. Сам Господь сказал: «Просите, и дано будет вам…».
Но получается, что мы все наше внимание обращаем на решение именно этих вопросов, а не на наши отношения с Богом, не на поиск Христа в своей жизни. А ведь нам сказано: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Новомученики жили во времена исповедничества, когда многие житейские вопросы отошли на второй план, а главным стал вопрос: я с Христом или нет?
И за верность расплачивались жизнью. Но этот же вопрос остается главным для христиан в любые времена! И новомученики как раз это нам свидетельствуют!
Сейчас мирное время, и по-человечески нам страшно возвращаться мыслью в те ужасные годы, когда жили новомученики.
Но борьба со своим грехом, слабостью, трусостью, малодушием, маловерием – никогда не прекращается. Разве в этом нам не нужна помощь и молитвы тех, кто под угрозой смерти остался верен Христу?
Разве всей Церкви не нужны опыт и мудрость святителя митрополита Кирилла Смирнова, святителя Афанасия Сахарова, которые находили решения самых сложных вопросов, касающихся жизни нашей Церкви, в той беспрецедентной обстановке, в которой она оказалась?
Конечно, это были экстремальные условия, когда и жизнь духа проявляется максимально. Но разве в нашей жизни таких условий совсем не бывает? Разве у нас мало страданий, трудного выбора?
Чтобы молиться новомученикам, нужно понять, что для нас — лично для каждого — значат их опыт, их жизнь? Время большевизма — время суда Божия над Россией, когда перед каждым встал вопрос: в чем его вера? На этот вопрос и сейчас каждый из нас должен дать ответ, не дожидаясь гонений.
Россия за несколько лет из православной стала советской. И новомученики призывают нас, всю Церковь к размышлению. Они свидетельствовали, что советская власть была попущена Богом за грехи русского народа, и они осознавали, что ответственность за произошедшее лежит в том числе и на них.
Священномученик Димитрий Добросердов, архиепископ Можайский, член Поместного cобора 1917-1918 годов, расстрелянный на Бутовском полигоне, в конце 1920-х годов говорил своему иподиакону:«Васенька, мы так много могли сделать, и ничего не делали».
Хотя сам он был деятельным архипастырем.
Продолжение в комментариях