group-telegram.com/ia_steklomoy/21923
Last Update:
Все же сравнивать испанских конкистадоров в Латинской Америке и русских казаков в Сибири не вполне корректно.
Во-первых, казаки и близко не были столь же истовыми христианами, как конкистадоры. Многие из испанских покорителей Америки были настоящими религиозными фанатиками (фундаменталистами, как бы сейчас сказали), чего не скажешь о казаках. Курбат Иванов, Пётр Бекетов, Иван Галкин, Ерофей Хабаров, Михайло Стадухин и многие другие русские покорители Сибири менее всего походили на «истовых христиан».
Наличие священников в испанских экспедиционных корпусах было если не обязательным, то критически важным условием. Церкви или хотя бы часовенки в основанных русскими острогах (которые впоследствии превратятся в крупнейшие города Сибири) появлялись неохотно, с опозданием на много лет и почти исключительно по прямому царскому указу. Брать попов в экспедиции казаки не любили (последние отвечали взаимностью). Христианское миссионерство в Сибири было едва не последним для России в списке приоритетов. Именно поэтому сибирские татары, казахи, буряты, якуты, чукчи, ненцы, юкагиры и другие коренные народы Сибири успешно сохранились как вид вместе со своими верованиями до наших дней. Чего не скажешь о майя, инках или ацтеках.
Но дело не в одном лишь религиозном факторе. Всё куда прозаичнее – России было выгодно, чтобы на освоенных землях жило как можно больше коренного населения, дабы оно регулярно сдавало в казну соболиный (и не только) ясак. Немалую роль играла фантастическая малонаселенность сибирских земель. Характерный пример: после покорения русскими Сибирского ханства выяснилось, что на солидной по европейским меркам территории проживает… чуть больше 30 тысяч взрослого (т.е ясачного) населения. Какой уж тут золотой град Теночтитлан. Кстати, настоящее золото в ходе освоения Сибири ни казаков, ни царскую администрацию почти не интересовало – золотая лихорадка там начнется лишь несколько столетий спустя.
Во-вторых, покорение Сибири не было пешим – почти вся её территория была освоена русскими сплавом по рекам (и соответственно волоком между ними). И никто никакого «русского порядка» на этих землях изначально не устанавливал: весь «русский порядок» сводился к сдаче соболиных шкурок в ближайший острог и выписыванию профилактических п**дюлей, если шкурок нет/слишком мало.
Наконец, китайцы как раз-таки были главными конкурентами русских в Сибири XVII в. Причем русские столкнулись с их влиянием задолго до осады Албазина. Многие из кочевых племен Южной и Восточной Сибири, которых пытались объясачить казаки, уже находились под протекцией китайцев: забивать стрелку такой крыше было опасно для жизни. Это же заставляло казаков не впадать в чрезмерную лютость к коренным племенам, так как последние просто перекочевывали к вассальным китайским князькам, тем самым обваливая казакам весь KPI по ясаку. Ацтекам, майя и инкам было некуда кочевать и не у кого искать протекции. Они были лишним звеном между золотом и конкистадорами.
Можно, конечно, по советской традиции объявить всё вышеперечисленное буржуазной казуистикой, но все же в рамках ликбеза порекомендуем «Сибирскую книгу» Михаила Кречмара (2014, Москва). Это не только увлекательное чтиво с кучей картинок – автор непосредственно касается темы сходства русских казаков с испанскими конкистадорами.
BY ИА "Стекломой"

Share with your friend now:
group-telegram.com/ia_steklomoy/21923