group-telegram.com/iarexru/67034
Last Update:
Эрдоган и выборы: возможные сценарии
После того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в очередной раз заявил, что у него «нет намерений баллотироваться снова и переизбираться», представители правящей «Партии справедливости развития» (ПСР) заявили, что «высказывания президента не означают, что он не будет баллотироваться». Но есть нюансы. С одной стороны, ПСР заявляет, что «пока рано говорить о сроках обсуждения кандидатур на участие в президентской гонке», и что «эти обсуждения могут начаться в 2027 году». С другой, в действительности в стране разворачивается широкая дискуссия на эту тему под предлогом выработки и обсуждения новой Конституции страны.
«Конституция 1982 года, которая претерпела множество изменений, к сожалению, все еще несет в себе остатки эпохи переворота, — говорит Эрдоган. - Новая и гражданская Конституция даст нам возможность навсегда очиститься от этих остатков и полностью сбросить мертвый груз с наших плеч».
Он копает «глубоко», намекая, что все конституции Турции, кроме принятых в 1921 и 1924 годах, формировалось под давлением НАТО (США) и отчасти поддерживаемых ими генералов, свергавших светских и религиозных лидеров. Плюс к этому и попытка госпереворота 2016 года. Сейчас же Эрдоган, как полагают турецкие эксперты, стремится обезопасить свою власть и думает о двух проблемах: о продлении власти и создании новой политической системы наподобие той, которую оставил ненавидимый им Ататюрк. Но как будет выглядеть новая турецкая конституция, если будет принята, пока не ясно. Острие дискуссии переедено в сторону вопроса о возможности избираться Эрдогану на очередной президентский срок.
Эрдоган впервые стал президентом Турции в 2014 году. В 2017 году были приняты поправки к конституции, которые ввели президентскую систему в стране, обнулив для Эрдогана количество его президентских сроков. Он был снова избран на высший пост на выборах 2018 и 2023 года. В 2028 году, когда должны пройти следующие плановые выборы, истечет срок его нынешних полномочий. В 2018 году Турция претерпела радикальные преобразования в своей политической системе, перейдя путем внесения конституционных поправок к «президентской системе правления».
Высший избирательный совет (YSK) считает, что внесением поправок в конституцию в 2018 году определило тезис о «двух государствах - прежней и новой Турции», и поэтому ничто не мешает Эрдогану участвовать в выборах 2028 года. Однако всплыли новые дебаты: выборы проводятся тремя способами: во-первых, в их обычную дату, во-вторых, если парламент (TBMM) примет решение о досрочных выборах, и в-третьих, если президент решит распустить парламент и назначить досрочные выборы. Но если президент сам распускает парламент, он не имеет права баллотироваться. Следовательно, единственный вариант, позволяющий Эрдогану баллотироваться снова, — это принятие парламентом решения о проведении досрочных выборов.
Сейчас голоса ПСР и ее партнеров по «общественному альянсу» (Партии националистического движения(ПНД), партии «Худа пар фри Дава» и Демократической левой партии ( ДЛП) составляют всего 325 депутатов. То есть коалиции нужны дополнительные 35 голосов, чтобы принять резолюцию о «возобновлении выборов», которая позволит Эрдогану снова баллотироваться. Одним из выдвигаемых сценариев является возможность «перевода депутатов» из других блоков. На выборах 2023 года количество депутатов от коалиции составляло 321, а позже увеличилось до 325. Хотя вероятность перевода 35 депутатов от других блоков невелика, это не является невозможным. Эрдогану нужны только дополнительные 35 депутатов, чтобы обеспечить принятие решения о «возобновлении выборов», которое позволит ему баллотироваться.
До следующих выборов в Турции еще много времени, и могут произойти сдвиги, которые подтолкнут даже оппозиционные партии поддержать кандидатуру Эрдогана в третий раз, если для этого созреют условия. Но мы говорим о Ближнем Востоке и Турции, где все может измениться в одно мгновение.
Станислав Тарасов
BY ИА REX

Share with your friend now:
group-telegram.com/iarexru/67034