group-telegram.com/rabkor/18093
Last Update:
То, что мы, левые разных ответвлений и оттенков, предлагаем, зачастую уже существует или существовало в мире в той или иной мере. Классические марксисты-ленинисты — по крайней мере, в России — ностальгируют по СССР с его политикой полной занятости и жильем для рабочих за счёт государства или предприятий. Прогрессивисты, видящие корень зла в экономических проблемах, предлагают прибегать к безусловному базовому доходу, который в разных формах в той или иной мере использовался как инструмент смягчения последствий пандемии, организации кооперативов и открытию государственных границ для всех — то есть, превращению всего мира в одно большое интеграционное объединение. Борцы за права угнетенных требуют представительства на основании принадлежности к сообществам, ранее пораженным в правах, и культурной трансформации общества посредством использования нейтрального языка и деконструкции иерархий в культуре — чему мы также много раз были свидетелями. Левый мейнстрим и вовсе либо пытается отстоять созданные предшественниками системы социальной защиты, либо обновляет повестку темами климата и защиты меньшинств — важными, но на 2025 год далеко не революционными.
Наличие СМИ, где пользуются феминитивами и не обращают внимания на упреки в «коверкании языка», кооперативов, где реализуется принцип «от каждого по способностям, каждому — по труду», систем всеобщего медицинского и пенсионного страхования делают мир свободнее и равнее, но не новее. Стремление к этим практически воплотимым идеалам — это или попытки поднять весь мир на уровень уже существующих уютных сейфспейсов, или работа по сохранению на ходу изнашивающихся старых механизмов, что старые новые правые пытаются доломать.
Ещё одна проблема — уязвимость сейфспейсов под напором существующих капиталистических корпоративных структур и поддерживающих их государственных институтов. Кооперативы, прогрессистские издательства, факультеты, изучающие, как угнетение калечит жизни и что с этим делать, должны были стать «сеятелями» левых и либертарных практик. Но одуванчики не растут в пустыне. Стало быть, её придется преображать. Но каким образом? Особенно если испытанные методы постепенного преобразования мира не сработали, а их плоды и вовсе стали то ли подножным кормом для правых, то ли топливом для разжигания неомаккартистской ненависти?
В 2016 году вышла книга Рутгера Брегмана «Утопия для реалистов». В ней доказывалось, что казавшиеся в прошлом фриковатой утопией инструменты вроде ББД или открытия границ не только вполне себе применимы в реальности, но и действительно эффективны. Левым следует продолжать этот путь — выдвигать на первый взгляд утопичные идеи и доказывать, что их возможно — и даже необходимо воплотить.
Для этого не грех использовать идеологии и манифесты камерных «движений одного вопроса» — от трансгуманистов до пиратских партий — при сохранении общего запроса на справедливость и расширение прав. Это может помочь с созданием образа будущего в противоположность возвращению в золотой век или попыткам создать безопасные, но хрупкие «пространства свобод». Кроме того, это даст возможность конкурировать на поле «нескучности» и «прикольности» с правыми, которые не боятся быть фриковатыми и добиваться за счет этого своего.