group-telegram.com/stranaua/201701
Last Update:
Битва за Кавказ. Что происходит между Азербайджаном и Россией и какие будут последствия
Резкое обострение отношений между Москвой и Баку привлекло большое внимание в Украине. Многие в Киеве трактуют его по аналогии и во взаимосвязи с российско-украинской войной – как открытие еще одного фронта противостояния «антиимперских сил» с Кремлем.
Но что в реальности происходит между РФ и Азербайджаном, каковы причины обострения, дальнейшие варианты развития событий и их влияние на Украину?
Разберем ситуацию по пунктам и начнем с причин конфликта.
Их много, но из них можно выделить три основных.
1. Попытка Азербайджана перехватить геополитическую инициативу в регионе
Хотя непосредственным поводом для нынешнего обострения стала гибель азербайджанцев в ходе следственных мероприятий в Екатеринбурге (по версии Баку их убили российские силовики), однако, очевидно, что проблемы накапливались давно. Баку хоть и вел внешне не враждебную по отношению к Москве политику, но время от времени давал понять, что Кремль для него не авторитет. В декабре прошлого года Алиев в резких выражениях раскритиковал Россию за сбитие азербайджанского самолета. Тут важно то, что Алиев много раз встречался с Путиным и имеет с ним личный контакт. И когда он, вместо того, чтоб в личной беседе с президентом РФ обсудить вопрос, решил публично «наехать» на РФ, демонстрируя отсутствие какого-либо пиетета перед Кремлем, то это прозвучало как серьезный звонок в перемене отношения. Что, в целом, находится в русле политики Баку последних лет.
После возвращения Карабаха Алиев хочет и далее наращивать свое влияние как на Кавказе, так и в более широком регионе, который охватывает бывшие советские республики Средней Азии. Главным союзником в этих усилиях для него является Турция (а также силы на Западе, заинтересованные в снижении российского влияния на постсоветском пространстве, в первую очередь Британия). А главным конкурентом, естественно, Россия. Тем более, после того, как Баку вернул контроль над Карабахом в 2023 году, несмотря на присутствие там российских миротворцев в качестве гарантов соблюдения прежних соглашений о перемирии, авторитет Москвы как в Армении, так и в Азербайджане действительно был серьезно подорван.
Плюс ко всему, Баку позиционирует себя как хаб для экспорта энергоносителей из Центральной Азии далее на Запад в обход России.
Очевидно, что Кремлю все эти расклады вряд ли нравятся.
2. Вопрос Зангезурского коридора
После того, как в ходе войн 2020 и 2023 годов Азербайджан полностью вернул контроль над Карабахом, в основе всей геополитики на южном Кавказе оказался вопрос так называемого «Занзегурского» (или «Синюкского») коридора – части Армении, которая разделяет основную территорию Азербайджана с Нахичеванским анклавом, имеющим границу с Турцией.
Установление прямой связи Азербайджана с Турцией – сейчас ключевой вопрос для Баку.
На этом фоне постоянно звучат заявления, что Азербайджан может атаковать Армению, чтоб захватить коридор силой. О том, что это не просто конспирология говорят и прошлогодние заявления тогда еще госсекретаря США Блинкена о намерения Баку начать войну против Армении ради коридора.
Да и заявления Алиева в отношении Еревана по-прежнему резко конфронтационны. Например, на прошлый неделе он назвал Армению «государством-военным преступником».
В то же время, прямое нападение несет для Баку большие риски. Это может еще более обострить его отношения с Европой. Кроме того, далеко не факт, что захват коридора окажется легкой прогулкой для азербайджанских военных – у Армении не такая уж и слабая армия. Кроме того, если блицкрга не получится и бои затянутся, то, с учетом обострения российско-азербайджанских отношений, военную поддержку Армении может оказать и Москва в рамках своих обязательств по ОДКБ. Иран также может помочь Еревану.
Поэтому, на данный момент, для Баку и Анкары более актуальный иной путь – договориться с Пашиняном, чтоб он добровольно отдал на коридор «эксклюзивные» права Азербайджану и Турции.
Продолжение здесь.
BY Политика Страны

Share with your friend now:
group-telegram.com/stranaua/201701