group-telegram.com/dirtytatarstan/67688
Last Update:
В энергетике центральной и восточной Европы по-прежнему нервно: американские ограничения в отношении сербской NIS, которая на 56,15% принадлежит «Газпром нефти» и «Газпрому», нанесут удар по всей энергетике центральной Европы, считает глава МИД Венгрии Петер Сийярто.
По его словам, если мощности НПЗ Панчево, который принадлежит NIS, будут выключены, у всего региона начнутся проблемы с топливом. АЗС будут вынуждены завозить необходимые объемы, что приведет к росту цен.
На цены на топливо в регионе давит и подвешенная ситуация с многострадальным заводом «ЛУКОЙЛ» в болгарском Бургасе. Напомним, что с этим предприятием, полностью снабжающим Болгарию топливом и еще отгружающим на экспорт, болгарские власти долго и настойчиво воюют, всячески пытаясь выдавить «ЛУКОЙЛ» из страны.
В начале ноября 2023 года «ЛУКОЙЛ» сообщал, что рассмотрит возможность продажи бизнеса в Болгарии из-за существенных изменений условий работы предприятия в стране. В августе 2023 года российская компания лишилась концессии на порт Росенец, позволявший совершать перевалку нефтепродуктов через терминал, с начала 2024 года завод перестал получать нефть из России и не может экспортировать нефтепродукты в другие страны ЕС (а самой Болгарии столько ни за что не потребить). В марте 2024 года болгарское правительство ввело для завода 60% налог на прибыль, который будет отменен при смене владельца.
Одним словом, работать ЛУКОЙЛу не дают. Компания обозначила свои условия: «хорошо, мы готовы продать завод, цена $2 млрд». Но у болгарского правительства нет таких денег — есть только помидоры, перец и $9 млрд дефицита бюджета. Поэтому приходится ждать покупателя.
Покупатели есть. Во-первых, это венгерская MOL – мы уже не раз писали, что нынешняя роль Венгрии в европейской энергетике огромна и влияние продолжает расти. Кстати, по словам Орбана из 7 участников предстоящих торгов венгры — единственные европейцы. Во-вторых, на завод претендуют казахи из «КазМунайГаз» — формально завод, отказавшись от российской нефти, но будучи спроектирован под нее, был вынужден перейти на казахскую (ну или, скорее, на «казахскую»). У MOL, кстати, заводы в Венгрии и Словакии работают на российской нефти из «Дружбы», но в случае покупки «Нефтохим Бургас» этот вопрос придется решать с болгарскими властями.
Из других претендентов называют азербайджанскую SOCAR — нефть с бакинских промыслов тоже могла бы подойти.
Исполняющий обязанности министра энергетики Болгарии Владимир Малинов заявил, что Болгария не может вмешиваться в продажу нефтеперерабатывающего завода, но будет настаивать на получении подробной информации о потенциальной сделке.
«Мы полностью уважаем частную собственность, и с этой точки зрения болгарское государство не может иметь решающего голоса относительно смены владельца нефтеперерабатывающего завода. Однако, учитывая важность НПЗ для национальной и энергетической безопасности страны, мы внимательно следим за этими процессами», — сказал он.
Интересный вопрос — что будут делать болгары после всех этих выкрутасов после окончания боевых действий на Украине и снятия (хотя бы частичного) с РФ. Но гораздо интереснее — что будут делать российские власти в отношении государств, проявлявших неуместные жесткость и поспешность в отношении российских компании.
Запасаемся скаличками и ликером ментой, уважаемые читатели, и внимательно следим за развитием событий.
BY Неудаща

Share with your friend now:
group-telegram.com/dirtytatarstan/67688