group-telegram.com/szhenov/19303
Last Update:
Обсуждались вопросы национализации, судьбы частной собственности, инвестиционный климат, поиск баланса между интересами бизнеса и государства в условиях санкций.
Климент Русакомский (Paradigma) напомнил, что национализация частной собственности в пользу государства – это крайняя, экстренная мера в обстоятельствах, когда возникает угроза безопасности страны.
И в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию эта мера в отношении инвесторов из недружественных стран оправдана. В то же время нельзя, прикрываясь «интересами государства», изымать активы у добропорядочного бизнеса. Пример – сомнительная история со сменой собственника Петербургского нефтяного терминала (ПНТ).
Председатель совета директоров ЦУР Антон Назаров рассказал НОП, что ситуация подобная делу ПНТ, а также кейсы Бакальчуков, Мошковича и др. негативно влияют на настроения инвесторов в отношении вложения денег в экономику России. Тем более что «эти решения принимаются не только рационально, но и эмоционально, под влиянием СМИ и социальных сетей».
Поэтому, решая судьбы ключевых игроков в экономическом пространстве, важно учитывать «репутационную, информационную и медийную составляющие» таких шагов, подчеркнул Антон Назаров.
Карин Кнайсль, экс-глава МИД Австрии и профессор СПбГУ напомнила, что национализацию объявляли и в других странах. Делали это даже в США, когда национализировали банков, чтобы нивелировать ущерб от кризиса 2008 года. Прибегла к ней и Россия, это был ответ на конфискации со стороны ЕС (Роснефть, Газпром).
«Действия Германии были не только юридически сомнительными, но и унизительными. Россия вынуждена была реагировать. Многие основные правовые принципы были и продолжают нарушаться, речь идет о защите российской собственности», – подчеркнула Кнайсль.
Кандидат экономических наук, руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ИНП РАН Дмитрий Белоусов отметил, что в ряде отраслей национализация становится этапом, но не целью развития: «При дефиците критически важной продукции возникает необходимость собирать всё под государство… но не его конечной целью».
Вице-президент РСПП Елена Панина подчеркнула: «Для инвесторов ключевое значение имеют предсказуемость и институциональные гарантии, а национализация не должна становиться фактором неопределенности».
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности и эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, «лавинообразная национализация — передел собственности, а не возврат государству... Нет критериев для национализации /конфискации, к каждому случаю нужен индивидуальный подход».
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству факультета международных отношений, руководитель программы «Мировая экономика. Цифровые финансы. Санкционная политика» Института международных исследований МГИМО, кандидат экономических наук Елена Арапова напомнила, что «часто государство прибегает не к национализации, а к передаче в временное управление... Использование гибких инструментов минимизирует риски ухудшения инвестиционного климата».
Также в мероприятии приняли участие декан факультета международных отношений МГИМО Андрей Сушенцов, доктор экономических наук, академик РАН, вице-президент РАН в 2001-2013 гг., председатель Совета директоров «Роснефти» в 2011-2015 гг. Александр Некипелов, вице-спикер Госдумы Александр Бабаков, член Совета по правам человека при Президенте РФ Александр Ионов и другие.
Национализация может быть оправдана лишь как точечный инструмент, а не массовая практика. Прозрачность, правовые гарантии и диалог между государством и бизнесом — ключ к сохранению стабильности и развитию российской экономики, — резюмировали участники встречи.
#НОП