group-telegram.com/rabkor/17340
Create:
Last Update:
Last Update:
Создать два, три… много Вьетнамов — вот наш лозунг.
Это наиболее известная цитата революционера Эрнесто Че Гевары, которая появилась в "Послание народам мира, отправленное на Конференцию трёх континентов" 17 апреля 1967 года. Революционер Гевара отправлялся в новую авантюру, целью которого была революция в Боливии. Че Гевара считал, что 1960-е годы – это время мировой революции в странах третьего мира, революции, которая изменит соотношение сил на планете в пользу социалистического блока. Куба активно поддерживала повстанческие движения в Венесуэле, Аргентине, Анголе и во многих других странах мира. Че Гевара лично помогал партизанам в Демократической Республике Конго, создавал там партизанские отряды и воевал против центрального правительства.
В 1967 году Че Гевара ушёл со всех государственных постов на Кубе. Он успел поруководить центральным банком, экономикой страны, но больше всего его влекла партизанская жизнь и революционная борьба. Боливия Че Геварой была выбрана в расчёте на то, что местным - крестьянам одной из самых бедных стран Южной Америки - нечего терять кроме своих цепей и они смогут без проблем поддержать партизанское движение. Центральная власть в Боливии была не такой уж монолитной и сильной, несмотря на её авторитарный характер, а джунгли страны должны были помочь партизанам в войне. До этого геваристские отряды уже воевали против центрального правительства Аргентины, но существенных успехов они не добились, поэтому выбор в разжигании революционного запала был сосредоточен именно на Боливии.
Однако, Боливия не оказалась "пороховой бочкой" народного бунта. Самой революционной ситуации в стране просто не было - несмотря на обильное количество небольших левых групп и партизан, крестьяне не готовы были массово их поддерживать. Несколькими годами ранее в стране прошла аграрная реформа, которая заметно обогатила крестьян, после чего ни о каком массовом движении и не приходилось говорить. Более того, сами мелкие левые группы не желали объединяться друг с другом, компартия Боливии и вовсе отказалась поддержать Че, и даже маоистские группы оказывали революционерам лишь вспомогательную поддержку. В свою очередь, в рядах боливийской армии сражались наемники, специально обученные во Вьетнаме охотники за партизанами. В рядах советников боливийской армии находились агенты ЦРУ и нацистские преступники, например, "Лионский мясник" Клаус Барбье. Поэтому партизан быстро разбили и, при поддержке ЦРУ, армия Боливии 7 октября пленила основную группу и самого Че.
8 октября революционера доставили в здание бывшей школы в провинции Ла-Игера. На месте школы сделали тюрьму и расстрельный полигон для политических заключенных. Последние часы с Че провела бывшая учительница этой школы. Раньше она вела занятия детям, но затем диктатура отняла у неё это право, она перестала преподавать, вместо этого служила армейским частям. Она вспоминала много лет спустя, что Че перед расстрелом много говорил ей о том, что борется ради лучшего мира, где на месте школ не будут строить тюрьмы, где дети будут учиться в достатке и достоинстве. Во второй половине дня агент ЦРУ Родригес, помогавший в пленении Че, получил сообщение от правительства Боливии – решено казнить Че Гевару. Во второй половине дня революционера расстреляли.
Уже позднее, в 1997 году удалось обнаружить братскую могилу, в которой находились останки Че. Их перевезли на Кубу и поместили в построенный мавзолей Че Гевары. В самой Боливии при левом президенте Эво Моралесе в 2000-е был построен музей Че Гевары, рядом с той школой, где был расстрелян революционер. Память о нем жива в Боливии до сих пор.