group-telegram.com/batyachitaet/43590
Last Update:
Как мы уже знаем, художественное советское кино не поспело к началу войны и потому опоздало с обработкой некоторых тезисов пропаганды, которые были выдвинуты сразу после начала боевых действий, а точнее, были сформулированы еще задолго до нападения Третьего рейха на СССР.
Таковым было предположение, что поскольку война носит безусловно классовый характер, рабочие и крестьяне в солдатских шинелях не станут воевать против братской Красной армии, а обратят свои штыки против проклятых эксплуататоров. В довоенном «оборонном» кино такие персонажи были, а вот в реальности пролетарское братство оказалось фикцией.
Документалисты, конечно, успели наснимать сюжетов про всяких ефрейторов, которые не хотят воевать и пишут из плена обращения к товарищам по несчастью, призывая их переходить на советскую сторону, но уже к концу июля такого рода истории практически сошли на нет и позже использовались в основном для пропагандистской работы против врага.
Однако художественное кино мимо этой темы прошло. Немецкого солдата сходу стали изображать открытым и жестоким врагом, «заточенным» на грабежи, убийства беззащитных детей и стариков и на прочие бесчинства. И ясно было, что никто в Германии против нацистского режима не встанет, как, в общем-то, в реальности и произошло.
Крайне редкие случаи сопротивления этот факт только подтверждают. К зиме даже на официальном уровне было признано, что идеи пролетарского интернационализма не сработали и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на газетных шпигелях был заменен на «Смерть немецким оккупантам!» После войны, заметим, на партийную прессу «пролетарии» вернулись, а вот на военных газетах и журналах воцарилась надпись «За нашу Советскую Родину!»
Надо сказать, что с августа 1939 года советская пресса в общем перестала информировать читателя о европейском сопротивлении (или писала в крайне сдержанных тонах), хотя до пакта делала это регулярно. Теперь все вернулось на круги своя. Газеты сообщали и о зверствах немцев, и о саботаже рабочих на военных заводах, которые производили бомбы и снаряды, набитые песком вместо взрывчатки.
А еще в невзорвавшихся на страницах газет боеприпасах красноармейцы регулярно обнаруживали трогательные записки. Впрочем, через какое-то время и этот сюжет покинул средства массовой информации.
Мы благодарим за поддержку в реализации нашего проекта Музей Победы на Поклонной горе, Госфильмофонд, компанию «Ростелеком» и компанию WINK, а также всех тех, кто присоединится к нашему проекту в процессе его реализации.
#кадрывойны