group-telegram.com/yakemenko/20395
Last Update:
Сегодня Собор преподобных старцев Оптинских.
Старчество – явление уникальное. Его зарождение в России на рубеже XVIII-XIX веков стало ответом церковного организма на превращение Церкви в государственную институцию. Старчество восходит своими корнями к преподобному Паисию Величковскому, который, заложив основы старчества, с помощью учеников перенес его в 212 православных монастырей и обителей не только в России, но и за её пределами. Но именно в Оптиной старчество достигает вершин своего развития и получает широкую известность.
Оптинские старцы сочетали строгое подвижничество с активными контактами с миром. Последнее выражалось в постоянном общении с мирянами, простыми людьми, для которых старец становился духовным помощником, наставником, живым примером подлинно христианской жизни. Во второй половине XIX в. образ оптинского старца, воплощенный в преподобном Амвросии, стал каноническим и широко распространился во многом благодаря «Братьям Карамазовым» Ф.М.Достоевского.
Не следует думать, что подобная форма взаимодействия монастыря и мира находила в то время понимание и поддержку в Церкви. Характерен упрек, брошенный Калужским преосвященным епископом Николаем первому оптинскому старцу Льву: «Ты все еще с народом возишься?» (хотя это было ему уже многократно запрещено). «Пою Богу моему, дондеже есмь», — ответил старец.
При этом важно, что не старцы идут к людям – люди к ним, ища тех ответов на вопросы, которые невозможно было получить за пределами монастыря. Плеяда оптинских старцев дает возможность увидеть безупречно выстроенную череду типов святых – строгих и жестких, милующих и участливых, снисходительных к человеческим слабостям и беспощадным к греху.
В начале своей истории как центра старчества Оптина еще не выделялась ничем особым. Это был небольшой монастырь, первые настоятели которого, Моисей и Леонид (в схиме Лев), были строгие подвижники. Иеромонаха Леонида (Наголкина) принято считать основателем оптинского старчества. Но уже с конца 30-х гг. XIX в. монастырь становится центром притяжения для части российской культурной и литературной элиты, ищущей в нем духовного наставления и руководства. Кроме того, под руководством старца Макария (Иванова) в обители начинается интенсивная переводческо-издательская деятельность.
Его преемником иеросхимонах Амвросий Оптинский. Именно преподобный Амвросий Оптинский дает образец того, что обыкновенно понимают под русским старчеством. Образ старческого служения, сложившийся у преподобного Амвросия, в каком то смысле стал каноническим. Его закреплению в широком сознании содействовал Ф.Достоевский, который в «Братьях Карамазовых» описал его. Достоевский бывал в Оптиной, равно как и Толстой – последний пришел в Оптину незадолго до смерти.
Даже октябрьский переворот не сразу смог оборвать развитие и рост традиции старчества - последние старцы Оптиной пустыни Нектарий и Никон продолжают свое служение еще несколько лет при большевистском режиме.
Примечательно, что именно в это время начинают появляться старцы, которые не принадлежат к монашеству. Из них самый известный это отец Алексий Мечев, священник московского храма Николы в Кленниках. Кстати, вопрос о том, может ли белый священник быть старцем в миру, стоял в то время очень остро и активно обсуждался. Противники «мирского старчества» боялись распутинщины, но Алексий Мечев смог создать уникальную общину, задача которой в условиях невероятного внешнего давления состояла в том, чтобы жить в миру как в монастыре.
Сегодня самое время подумать об этом уникальном явлении. Прочесть молтиву Оптинских старцев и что то из книг (хотя бы Концевича об Оптиной).
И съездить в Оптину.
BY Якеменко

Share with your friend now:
group-telegram.com/yakemenko/20395
